суббота, 20 июля 2013 г.

История особняка Полкова И.В.

В Екатеринбурге, в историческом центре, есть особняк, которому без малого вот уже 200 лет. Здание является памятником архитектуры регионального значения. А когда-то это была усадьба, и построил ее Иван Васильевич Полков маркшейдер гиттенфервалтер[1], человек уважаемый в нашем городе. Но на протяжении двух столетий владельцы усадьбы менялись, концепция здания также претерпевала изменения, но обо всем по порядку.


Дом Полкова И.В. Фото с сайта
Ниже приведу краткое описание усадьбы из свода памятников истории и культуры Свердловской области (Екатеринбург) I том.

Дом маркшейдера гиттенфервалтера И.В. Полкова. Усадьба расположена в историческом центре города, на пересечении проспекта Ленина (бывший Главный проспект) и улица Сакко и Ванцетти (бывшая Усольцевская). Формирование усадьбы относится к началу XIX века. На плане 1810 года уже значился участок, на котором не позднее 1815 года был возведен каменный двухэтажный дом, принадлежащий гиттенфервалтеру X класса И.В. Полкову и построенный по его проекту.  

Иллюстрация из альбома «Классицизм в памятниках
архитектуры Свердловской области». А.М. Раскин














По красной линии проспекта фронт усадьбы составляют жилой дом, фланкированный воротами и оградой, за которой находился сад. Угловой флигель (утрачен и сейчас на его месте стоит пустующий 3-х этажный долгострой. Прим. автора) формировал перекресток улиц. Северный флигель расположен главным фасадом вдоль улицы Сакко и Ванцетти.


Ворота усадьбы. 
Фото с сайта

Флигель усадьбы. Утрачен. 
Фото с сайта
Центральное положение усадьбы занимает двухэтажный каменный дом с фронтоном. Схема членений его главного фасада выполнена в стилевых формах классицизма с центрально-осевым построением и нечетным количеством окон. Композиция главного фасада здания решена строго симметрично. Центральная ось акцентирована балконом второго этажа с четырехколонным портиком дорического ордера, увенчанным треугольным фронтоном, тимпан которого прорезан круглой формы слуховым окном.
Усадьба Полкова. 
Фото с сайта
Ворота усадьбы. 
Фото 1981 года.
По горизонтали фасад делится межэтажными профилированными карнизами. Архитектурно-декоративное убранство второго этажа отличается от первого. Окна первого этажа, почти квадратные по форме, не имеют декора. Окна второго этажа декорированы наличниками прямоугольной формы. Завершает дом линейный карниз активного выноса и четырехскатная металлическая кровля.

Фото с сайта


















Убранство трехчастных ворот дома по членению и декору выполнено в лучших традициях классицизма. Средний пролет для въезда фланкирован двумя двухколонными устоями, в которых организованы прямоугольной формы проемы для калиток. Средний пролет венчает полуциркульная арка с треугольным фронтоном и ступенчатым аттиком. Полотна ворот и калиток не сохранились. Украшение устоев составляет двухколонный портик тосканского ордера. Завершены устои четырехскатной кровлей с карнизом активного выноса. Колонны выступают за красную линию улицы.


Фото с сайта
Каменная ограда расчленена каменными устоями, квадратными в плане, имеет цокольную часть. Ворота и ограда усадьбы являются ее неотъемлемой частью и образцом малых форм архитектуры классицизма первой половины XIX века. Сохранившийся северный флигель, расположенный в северной части усадебного участка, по красной линии улицы Сакко и Ванцетти (здание около СК «Изумруд». Прим. ArtOleg), построен во второй половине XIX века, представляет собой полукаменную двухэтажную постройку, прямоугольную по объему. Украшение его составляют деревянные наличники второго этажа.

Северный флигель усадьбы И.В.Полкова. 
Ул. Сакко и Ванцетти, 40. Фото с сайта

















Сохранившийся ансамбль главного дома с воротами и оградой является ярким образцом городской усадьбы Екатеринбурга первой половины XIX века в стилевых формах классицизма.

Предположительно во второй половине XIX века земельный участок по Главному проспекту 11а — Усольцевская, 40 со всеми постройками перешел во владение екатеринбургского мещанина Г.И. Михайлова. К 1889 году на участке находились «каменный двухэтажный дом, флигель, службы и баня; портерная». Последняя принадлежала известному уральскому предпринимателю В.А. Поклевскому-Козелл.

Главный проспект — Усольцевская XIX в.

















Красным цветом выделены каменные постройки, розовым — деревянные. 
Остальные цвета — различные варианты полукаменной застройки.
Светло-зелеными тонами отмечены огороды, темно-зелеными — сады. Особый интерес представляют сады, спланированные на многих усадебных местах в центре города — с насыпными горками, верандами, беседками, где-то и с небольшими водоемами или канавками.
Наглядные планировки этих разбитых со вкусом садов на участках говорят о довольно развитой садово-парковой культуре в Екатеринбурге к середине XIX века.[2]

Из описания видно, что усадьба была достаточно масштабной с большим ухоженным садом и уютным двором, как и положено по тем временам, ведь среда обитания была более комфортной, нежели сейчас.
После событий октября 1917 года усадьба была национализирована, здесь размещались различные учреждения...

Здесь была станция «вольных» почт...

Долгое время на здании размещается мемориальная доска, указывающая на то, что здесь в XIX веке находилась станция «вольных» почт. Но так ли это на самом деле?
Вот что об этом пишет краевед Евгений Бирюков[3].

На проспекте Ленина почти у каж­дого здания есть официальная биогра­фия. На некоторых даже мемориальные доски. На доме № 11a: «В этом доме разметалась станция вольных почт, где останавливались декабристы, возвращавшиеся из Сибири к 1856-1857 го­дах. Памятник истории. Охраняется государством». 
Дом своим классическим видом белокаменный фасад, колонны, арка ворот — в самом деле из тех времен. В памяти всплывает ленинское: «Лучшие люди из дворян...». Восстание первых русских революционеров (идеи свободомыслия принесли они из покоренной наполеоновской Франции) было подав­лено: пятеро повешены, более ста со­сланы на каторгу в Сибирь.
На перекладных, через Екатеринбург. 1826-1827 гг. Местом «пересадки» сами декабристы упоминают толь­ко казенную почтовую контору на Колобовской улице (нынче Толмачева) ко флигеле при доме Гилева (этот дом не сохранился). Установленный сейчас большой мемориальный барельеф де­кабристов на улице Первомайской — не так далеко от него.
С 1856 года, после амнистии, на­чинается «обратное движение», од­нако поток переселенцев гораздо меньше. В Екатеринбурге некоторые задерживаются надолго: хоть и под­надзорные, их привечали (встречи, угощения, беседы, экскурсии...). Впечатления о городе потом запишут: «Огромные каменные дома, тротуары, березовые аллеи. Каменные двух­этажные гостиницы доказывают, что мо город промышленный, где про­живают денежные аристократы. В нем 20 тысяч жителей, отличные гранильные фабрики... и центр, где живут главные заводчики Уральских гор и горное начальство».
Одному из такого начальства — маркшейдеру Ивану Полков — и принадлежал дом № 11а на Главном проспекте. Построен в 1815 году. Угловой, при­лежащую улицу даже одно время на­зывали по фамилии хозяина дома Полковской (затем она стала Усольцевская, сегодня – Сакко и Ванцетти). Со време­нем Полков стал еще большим началь­ником и построил себе новый дом с видом на заводской (городской) пруд. Этот дом позже перекупил и перестроил на собственный вкус другой горный начальник Севастьянов — сегодня этот дом известен как раз под этим именем.
Старый дом наследники Полкова сдавали внаем. Облюбовало его Благородное (дворянское) собрание. Званые приемы, балы проходили именно здесь. В конце XIX века дом числится уже за Михаловым. На усадьбе — флигель, баня, лавка, портерная (пивная), кузница. С именем Михайлова связана и «Вольная почта» — в 1880 году меша­нин Г.И. Михайлов вступает, согласно Почтовому уставу, в договор на содержание станций (почта по-латыни — станция) и перевоз товаров, тяжестей и пассажиров на трактах Казань–Пермь–Екатеринбург и Шадринск–Камышлов–Ирбит (зимой, на период ярмарки). До­ход эта «частная лавочка» приносила изрядный и Михайлов ревностно пре­пятствовал другим вольнонаемным пе­ревозчикам. Однажды даже пожаловался на самого главного начальника гор­ных заводов Урала (тот нанял «левого» возчика). Контора же «Вольной почты» находилась вблизи Государственного банка, на другом углу проспекта, в усадьбе дома № 7 (декабристы о нем нигде не поминают). Сам дом, можно сказать, рядовой: фасад — по типовому проекту 1812 года. Числится в юнце века за наследниками А.А. Дрозжилова.
Тень «декабризма» его все же за­дела. В «Алфавите членов бывших злоумышленных тайных обществ...» назвал и Григорий Абрамович Перетц, сотруд­ник русско-американской компании, титулярный советник (чин из младших). В 1826 году сослан в Пермь. 19 лет зак- лючения и ссылки, смерть... Дети же и внуки встали на ноги. Правнук Гейнрих основался в Екатеринбурге — организовал фабрику «Белье, пух и конфекцион (белье мужское, дамское, детское, столовое, для больниц и прочее)». Отмечен на всероссийских и международных выставках: золотая, большая серебряная и бронзовая ме­дали. Известен и как благодетель: со­держал еврейское кладбище (на Березовском тракте). В 1901 году Перетц приобретает дом № 7. В 1913 году на его задворках (на месте бывшей «Стан­ции вольных почт») строит новую боль­шую фабрику. В стенах бывшей «Пух-перо» фабрики (Шейнкмана, 31) Уральское таможенное управление под двуглавым государ­ственным орлом (своего рода преемственность проверяют «вольные» перевозки).



Вид на Главный проспект от улицы Коковинской. 
Двухэтажный дом слева не сохранился. 
Вдали виднеется усадьба Полкова ― Михайлова.
Фото с сайта.
А дом № 11а одно время козырял «вольностью» — в 1980-е годы, с поли­тической перестройкой, его «оккупи­ровали» неформалы, официально не признанные художники с их андегра­ундом («подвальным искусством») и делали тут выставки. Такая вот «Станция вольных почт»...
Сейчас дом получили во владение священнослужители — здесь теперь храм во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского, и Центральная православная библиотека. Сразу за ним неспешно, который уже год, стро­ится деловой центр, не получивший пока строительный номер.Сейчас дом получили во владение священнослужители — здесь теперь храм во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского, и Центральная православная библиотека. Сразу за ним неспешно, который уже год, стро­ится деловой центр, не получивший пока строительный номер.
А. Рыжков. 
«Станция вольных почт»
С. Тарасова. 1998 г.
«Станция вольных почт»

С Декабристами более-менее понятно. С андеграундом — тоже. А вот со «Станцией вольных почт» не до конца. Недавно мне в руки попал новенький альбом: «Классицизм в памятниках архитектуры Свердловской области» автор профессор кафедры истории искусств УрГУ теперь уже УрФУ Анатолий Михайлович Раскин. Вот что он пишет об этом здании: «Комплекс усадьбы является одним из ранних примеров архитектуры классицизма на Урале. В исторической литературе ее долгое время ошибочно называли Станцией вольных почт, которая, как стало известно, располагалась по другому адресу (В заметке Бирюкова мы встречаем эту информацию. Прим. ArtOleg). Стало быть, в советские годы, когда развешивали памятные доски, произошла элементарная неразбериха с адресами и памятную доску «вручили» не тому зданию, или, наоборот, сделали это намерено, поместив доску на более «выигрышное место».

1980–90-е 

Из своего детства помню, как на рубеже 80–90-х дом пустовал, разрушался, в нем не было даже окон — заходи кто хочешь. Ребятней мы в нем лазили в поисках приключений, находили различные интересные штуки, нашли даже раму веломобиля… Дворик у ворот и крыльца дома был вымощен огромными гранитными плитами, что придавало особый шарм. Сейчас эти плиты находятся на полуметровой глубине под асфальтом. А тогда дом разрушался. Была вероятность его сноса. 
До этого в 80-х здесь «обитали» художники андеграунда, поэты, музыканты. Тусовки, выставки — творческая жизнь кипела. Руководил этой неформальной тусовкой уральский художник Виктор Махотин.

Во дворе "Станции вольных почт" 1988 г.
Фото с сайта.




















Но через какое-то время в 90-х в особняке начались ремонтные работы — поменяли перекрытия, разрушенные части фасада отреставрировали. К сожалению, были утрачены оригинальные лепные украшения в интерьере, камины — время неумолимо.

Реконструкция особняка в 2002 г.















Начало 2000-х

Но, так или иначе, дом продолжает жить. Вот уже второй десяток лет в новом формате — теперь это православный домовой храм во имя святителя Иннокентиямитрополита Московского, апостола Сибири и Америки. Здесь уже сложились свои традиции, существует своя дружная приходская община, работает миссионерский отдел, центральная православная библиотека, воскресная школа для детей и взрослых. Уже в начале XXI века жизнь снова привела меня в этот дом — здесь мы с супругой венчались, а после крестили своего маленького сына. В «Ночь музеев» сюда заходят экскурсии, люди еще помнят о проходящих здесь художественных выставках. Кстати, святитель Иннокентий в XIX веке несколько раз бывал в Екатеринбурге, посещал он и Ново-Тихвинский монастырь и, возможно, останавливался на станции «вольных» почт, что по соседству с усадьбой Полкова. Но это уже другая история.

Фото на память с иереем о. Александром Игониным. Лето 2008 г.

Ворота усадьбы . Фото 2013 г.

Памятная закладная плита уничтоженного
Богоявленского Кафедрального собора передана на сохранение 
Иннокентьевскому храму я при архиепископе Викентии в 2009 г.

Общий вид на усадьбу Полкова. Фото 2013 г.


© Екатеринбург. Заметки горожанина. Олег Матвеев
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Примечания:

[1] Гиттенфервалтер ― м., горн., устар. (нем. Hutten-fervalter). Горный чин X класса, а также лицо, выполняющее различные руководящие должности на рудниках и горных заводах.

[2] Иллюстрация из книги: «Екатеринбург — история города в архитектуре». 2008 г. Стр. 168.

[3] "Декабристов там не стояло" статья из газеты "Есть вариант" №9 28 февраля 2011 года