четверг, 8 мая 2014 г.

Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей

Отчет за 1893 – 1894 гг.

Подготовил Туринцев Ю.Г.
По материалам журнала «Велосипед» № 137, 1894г. 

Появление велосипеда в Екатеринбурге кроется в далеком прошедшем. Если верить рассказам старожилов, то еще в начале сороковых годов, по улицам Екатеринбурга какой-то цеховой, работавший на монетном дворе, разъезжая на самодельном двухколесном велосипеде, удивлял народ, пробегая в час по 7-8 верст.

Старожилы повествуют, что этот велосипедист, проезжая в дурную погоду у Осиновинских прудков, уронил свой велосипед в воду и, не имея возможности спасти его, принялся за постройку нового, более совершенного, но окончил ли он свою работу, рассказчики не знают, как и не помнят имени и фамилии велосипедиста сороковых годов.

Рассказы старожилов о первом велосипедисте нашего города настолько неразноречивы, что не доверять им нет никакого основания, а потому мы ничуть не ошибемся, если появление первого велосипеда в Екатеринбурге отнесем ко времени сороковых годов. Надо полагать, что и пионером велосипедного спорта у нас был никто иной, как владелец велосипеда, погибшего в Осиновинских прудках, но в виду отсутствия сведений, удостоверяющих личность этого велосипедиста, мы, к крайнему сожалению, лишены возможности назвать его первым пионером велосипедного спорта в Екатеринбурге.

Далее рассказы старожилов о велосипедистах 60-х и 70-х годов более определенны и носят уже характер не преданий, а фактов и, называя фамилии их, указывают на существование и до сего дня тех несложных конструкций велосипедов, которыми пользовались велосипедисты того времени.

Так, например, указывают на сына главного лесничего уральских лесов генерала Раунера — Юлия Раунера, который в 1868 году заказал в Верх-Исетском заводе 3-х колесный железный велосипед, весом около 5-ти пудов, и, немного покатавшись на нем, в следующем году переделал его на 2-х колесный, на котором долгое время ездил по улицам Екатеринбурга.

Таким образом, если не считать неизвестного велосипедиста сороковых годов, то первым пионером велосипедного спорта в городе Екатеринбурге безусловно надо признать Юлия Раунера, 2-х колесный велосипед которого в данное время находится в Шайтанском заводе.

После Юлия Раунера, на улицах Екатеринбурга на 2-х колесных велосипедах местного изделия появлялись чиновник горного правления Иван Эдуардович Ландезен и слесарь Верх-Исетского завода крестьянин Семен Ушаков, а также еще несколько других лиц, но кто эти последние - нам не могли назвать.

Итак велосипед с 1868 года стал все чаще появляться на улицах нашего города и настолько заинтересовал многих молодых людей лучшего общества, что в начале восьмидесятых годов можно было насчитать до десяти человек, искренно полюбивших бицикл, а с ним и велосипедный спорт. Из велосипедистов этого времени мы можем назвать следующих лиц: П.Ф.Федорова, Н.В.Берестова, П.П.Шихова, ездивших на 2-х колесных велосипедах местного изделия и С.В.Логинова, поручика А.К.Несмеянова, И.Ф.Торопова, Г.И.Шульца и др.

Так постепенно привился в Екатеринбурге велосипед и, увлекая поклонников своих, заметно вселял в них дух соревнования, без которого, как известно, ни один спорт не может принять более или менее широкие размеры и создать присущий спорту интерес.

Кто не знает из нас, что велосипеды недавнего прошлого были несовершенны и небезопасны, и надо удивляться, что при таких неблагоприятных условиях и дурных качествах, какими обладали высокие 2-х колесные велосипеды, не говоря уж о самодельных, но и лучших английских фабрик, находились любители езды на них, каждый раз рискуя искалечить себя, которые не только не оставляли езды, а, напротив, популяризовали ее и, вербуя новых поклонников опасного в то время вида спорта, группировали их вокруг себя, имея в виду в недалеком будущем образовать такое общество, которое, кроме распространения употребления велосипеда как удобного, приятного и практичного средства передвижения, имело бы еще целью служить центром сближения любителей этого спорта, а также служить звеном товарищеских начал, имеющих в основании полезное и здоровое времяпровождение.

Под влиянием таких добрых желаний, небольшой по количеству, но с большим достатком энергии и любви к велосипедному спорту, Екатеринбургский кружок велосипедистов, в лице опытнейшего из них поручика А.К.Несмеянова и других лиц, выработали по образцу Московского общества велосипедистов-любителей, устав и в декабре 1885 года отослали его на утверждение правительства.

8 июля 1886 года устав Екатеринбургского Общества Велосипедистов-Любителей был утвержден товарищем министра внутренних дел сенатором Генерал-Лейтенантом Оржевским, а 23 августа того же года, руководствуясь утвержденным уставом, состоялось первое Общее Собрание, на котором было постановлено официальным днем открытия действий общества считать 11 июля 1886 года.

В этом Общем Собрании впервые был избран Комитет, в состав которого вошли следующие лица: Председатель А.К.Несмеянов, Распорядитель И.Л.Меннет, Помощник его С.В.Логинов, Казначей и Секретарь Ю.Р.Витман, Члены: О.Ф.Гюнтер, К.К.Ганнау.

В общем же Собрании, состоявшемся 8 марта 1887 года, для пополнения законного состава Комитета, были избраны еще четыре члена, а именно: К.К.Несмеянов, М.А.Ворожцов, И.А.Коробейников, Е.В.Дружинин.

Екатеринбургское Общество Велосипедистов-Любителей, открыв свои действия только при шести выше поименнованных лицах к концу первого отчетного года имело в своем списке 37 членов, из которых несколько лиц и до сего времени не изменяют Обществу и числятся в списках членов его.

Такое быстрое увеличение числа членов объясняется тем, что Общество, несмотря на ограниченные средства, какими располагало в первый год своего существования, приобрело три невысоких 2-х колесных велосипеда и, кроме того, озаботилось приисканием помещения для катания на велосипедах зимой.

Наметив довольно обширный военный манеж, Комитет обратился к воинскому начальнику полковнику Лысову с ходатайством уступить его Обществу безвозмездно. Ходатайство Комитета увенчалось успехом, и в октябре 1886 года состоялось открытие зимнего помещения Общества.

Катание велосипедистов в манеже происходило два раза в неделю, а в воскресенье и праздничные дни, когда играл оркестр военной музыки, гости, по рекомендации членов, допускались за плату и, хотя сборы были не велики, все же они несколько покрывали текущие расходы Общества.

Таким образом, Общество, разнообразя программу своих действий, привлекало внимание публики и, вербуя новых адептов спорта, быстро вводило велосипед, так что к концу отчетного года из 37 членов Общества имели собственные велосипеды 15 человек, катались же на велосипедах бесплатно все члены, пользуясь тремя общественными.

Наступил второй год существования Общества, с несколько измененным составом членов Комитета, деятельность обновленного состава Комитета ознаменовалась в жизни Общества, таким событием, которое хотя и входило в программу действий Общества, но настолько было ново, что заинтересовало не только членов, но и всю Екатеринбургскую публику.

На екатеринбургском
ипподроме. 1913 г.
Источник
В экстренном Собрании Общества состоявшемся 26 июля 1887 года, решено было устроить велосипедную гонку, которая и состоялась 2-го августа того же года на ипподроме Е.Об.Ох.,бега, при участии следующих членов-велосипедистов: С.В.Логинова, Г.Ф.Гофмана, Г.И.Шульца, М.С.Суранта, В.Е.Дружинина, Ю.Р.Витмана, К.Ганнау, А.Н.Улановского, И.К.Зырянова, И.Л.Меннета, Н.О.Берестова.

Результаты гонки и распределение призов было следующее:

Г.И.Шульц дистанцию в 1 версту на велосипеде «Скороход» проехал в 2м 37с, получил золотой жетон.

Г.Ф.Гофман дистанцию в 1 версту на 3-х колесном велосипеде «Империалъ» в 3м 36с, получил серебряный жетон.

Ю.Р.Витман дистанцию в 1 версту на велосипеде »Кенгуру» проехал в 3м 41 с, получил серебряный жетон.

Г.И.Шульц дистанцию в 5 верст на велосипеде »Скороход» проехал в 15м 28с, получил серебряный жетон.

С.В.Логинов дистанцию в 5 верст на велосипеде »Русский Клуб» проехал в 15м 8с, получил золотой жетон.

Материальный успех гонки, который дал возможность несколько пополнить кассу Общества, а также возрастающий интерес к спорту со стороны членов его выдвинули вопрос об устройстве еще одной гонки, которая в скором времени состоялась, имея в основании своем кроме прямой цели развития велосипедного спорта, еще и филантропическую цель.

Землетрясение в г.Верном, постигшее жителей в нищету, побудило Е.О.В.Л. прийти на помощь пострадавшим от землетрясения и Общество в Собрании своем от 8 августа 1887 года постановило устроить гонку, весь сбор с которой, за исключением расходов, постановило выслать пострадавшим жителям города Верного.

На такую благую цель Общества, горячо откликнулась Екатеринбургская публика и 16 августа того же года посетила вторую гонку, которая состоялась при участии тех же членов-велосипедистов, какие состязались в гонке 2 августа.

Результат и распределение призов второй гонки был следующий:

И.Л.Меннет дистанцию в 1 версту на велосипеде «Безопасность» проехал в 2м 35с, получил серебряный жетон.

Е.В.Дружинин дистанцию в 1 версту на велосипеде «Пилудт» проехал в 3м 8 1/2с, получил серебряный жетон.

М.С.Сурант дистанцию в 3 версты на велосипеде «Кенгуру» проехал в 10м 33 1/2с, получил серебряный жетон.

С.В.Логинов дистанцию в 10 верст на велосипеде «Русский Клуб» проехал в 28м 55с, получил золотой жетон.

После состоявшихся 2-х гонок интерес к велосипедному спорту стал еще более возрастать. Из загородных общих прогулок, более или менее значительных, совершенных членами Общества в 1887-88 гг. можно указать на прогулки в с.Арамиль и обратно 48 верст, в с.Решеты и обратно 46 верст, до деревни Мостовой и обратно 80 верст, до пограничного столба, отделяющего Азию от Европы, туда и обратно 75 верст и несколько других поездок по Сибирскому, Челябинскому и Московскому трактам не далее 10-20 верст.

Из дальних поездок мы можем указать на большую поездку И.Ф.Торопова в Челябинск и обратно 422 версты и на поездку С.В.Логинова в г.Ирбит и обратно 350 верст.

К концу 1888 года, хотя интерес к спорту, по-видимому, не уменьшался, но число членов заметно стало убывать и, несмотря на то, что за год поступило 9 новых членов, число их с 37 понизилось до 29. Такая значительная убыль членов, большая половина которых имела свои собственные велосипеды, не могла не отразиться на деятельности Общества, которое, казалось, должно было прогрессивно процветать, а между тем претерпевало совершенно обратное.

С наступлением 1888—89 отчетного года дела Общества стали окончательно приходить в упадок и число выбывающих членов все более и более возрастало, так что к августу 1889 года число их понизилось до minimuma и Комитет серьезно стал подумывать о приостановке действий Общества до более благоприятного времени.

В Общем Собрании, состоявшемся 15 августа 1889 года, в присутствии 6 оставшихся членов решено было приостановить действия Общества до 1-го мая 1890 года. Решение это мотивировано было наступлением ненастных дней и неимением в своем распоряжении удобного и теплого помещения для катания на велосипедах зимой.

Формальная мотивировка Общим Собранием этих причин приостановки действий Общества несколько не точна и носит характер более частный. По нашему мнению, главная причина столь быстрого упадка деятельности Общества состояла исключительно в высоких 2-х колесных велосипедах, несовершенство которых с каждым днем все более и более давало себя чувствовать, а ряд несчастных случаев, падений, ушибов и серьезных поранений отдалял симпатии от велосипеда.

Этот взгляд на упадок интереса и любви к велосипедному спорту подтверждался тем, что когда появился действительно безопасный велосипед, на низких одинакового диаметра колесах, то он не замедлил вернуть обратно поклонников спорта и заставил полюбить его тех, кто раньше о велосипедах не думал.

Предложение последнего Общего Собрания возобновить действия Общества с 1-го мая 1890 года, за отсутствием инициативы, а главное достаточного количества членов, не состоялось и Общество, хотя номинально и существовало, но действия его возобновились только в августе 1893 года.

С 1890 года стали все чаще и чаще появляться велосипеды новой конструкции и число их, в самое непродолжительное время достигло 10-ти, а в следующем году число их почти удвоилось. В начале же 1893 года число велосипедистов еще более увеличилось, и вопрос о возобновлении действий Общества, сам собою назревая, энергично требовал инициативы.

Появление в городе такого значительного количества велосипедистов на усовершенствованных велосипедах подало Комитету 1889 года мысль возобновить действие Общества на тех же основаниях, на которых оно функционировало в первые годы своего открытия.

Не решая окончательно вопроса о возобновлении действий Общества, старый Комитет, из оставшихся в наличности 3-х членов его, С.В. Логинова, А.В. Иванова и О.Ф. Гюнтера, открыл предварительную подписку среди лиц, желающих вступить членами в Общество. Подписка эта, в самое короткое время, покрылась многими подписями, и вопрос о возобновлении действий Общества, был решен в утвердительном смысле.

В Общем Собрании, состоявшемся 1 августа 1893 года, был избран Комитет, которому предстоял нелегкий труд восстановить ту симпатию публики к Обществу и любовь к велосипедному спорту, которые существовали в первый год открытия действий Общества.

Для того, чтобы осуществить эти желания, Комитет озаботился устройством помещения для катания на велосипедах зимой, купил в достаточном количестве приличную мебель, исправил старые велосипеды, выписал новый велосипед “Spcial Singer” для обучения езды вновь поступающих членов, устроил обширную эстраду в помещении Общества, приобрел необходимые предметы хозяйства, пригласил на весь зимний сезон оркестр военной музыки. Кроме того, не желая обременять кассу Общества, Комитет по подписке между собой и членами Общества купил 2-х колесный дамский велосипед, на котором учились ездить дамы - члены и гостьи — бесплатно. Зимнее помещение было обставлено, на сколько возможно, украшено гирляндами, флагами, транспарантами и прочими украшениями и служило в течение прошлой зимы прекрасным местом катания и лучшим местом свободного время провождения.

Все эти улучшения в зимнем помещении Общества, а также радушный прием, которым встречали члены гостей своих, возбудили симпатии в публике и число членов с каждым месяцем все более и более увеличивалось, так что Общество, возобновив свою деятельность в августе прошлого года, при оставшихся от прежнего времени 3-х членах, уже к концу отчетного года считало в списке своем 87 членов, из которых 4 почетных.

Всего в зимний сезон с 14 ноября 1893 года по 26 апреля 1894 года было 65 вечеров катания, из которых в 27-ми играл оркестр военной музыки.

Посещений за это время было до 2000, считая в том числе 576 платных.

Загородные прогулки и совместные поездки в этом отчетном году были значительны и довольно часты. Из них мы можем указать на поездку членов Общества И.С.Первушина, В.В.Мостовенко и Г.В.Рязанова в Сысертский завод и обратно — 96 верст, В Новый завод и обратно - 25 верст. Кроме того, большая половина членов Общества совершала поездки по Московскому, Сибирскому и Челябинскому трактам от 10 до 50 верст. Из более дальних можно указать на поездку И.А.Данилова, Г.В.Рязанова, А.С.Малявского на Курьинские минеральные воды и обратно 225 верст и на поездку А.С.Малявского в г.Камышлов и обратно 260 верст и до ст. Богданович Ур.Ж.Д. туда и обратно 185 верст.

Поездки членов Общества были бы еще более значительны и часты, если бы не дожди, продолжающиеся летом беспрерывно по месяцу и более.

В истекшем отчетном году Комитет собирался 23 раза и кроме того состоялось 8 Общих Собраний, из них 2 экстренных.

Из предметов занятий Комитета и Общих Собраний, кроме дел, относящихся исключительно к хозяйственной части Общества, были выработаны и утверждены:

1) Правила езды в манеже и маневрах;

2) Правила езды по городу;

3) Инструкция дежурным членам Комитета;

4) Пересмотрен и дополнен устав Е.О.В.Л. особой комиссией.

Всего в настоящие время в Обществе числятся 4 почетных и 83 действительных членов.

К 1-му июня 1894 года Общество и члены его имели 67 велосипедов, приблизительно на сумму 13000 рублей.

Из кассового отчета же видно, что, возобновляя свою деятельность в прошлом году, Общество имело остаток от прежних лет в сумме 176 рублей наличными деньгами, вещами и предметами — 220 рублей. В настоящее время актив Общества утроился и достиг суммы 1145 р. 30к.

Пожелаем же самого широкого процветания симпатичному Обществу.

Источник