среда, 15 июля 2015 г.

Тайны старых некрополей

| Кладбища Екатеринбурга

С момента обнаружения захоронений на Площади 1905 года прошло 7 лет.
Что показали научные исследования?

Елена МАЦИОНГ
, 28 февраля 2015 
 

Тогда это вызвало настоящий шок, сенсацию. Во время дорожно-строительных работ на главной площади Екатеринбурга, прямо под проспектом Ленина было обнаружено кладбище середины XVIII века. Сотни горожан со всего города собирались поглазеть на старый некрополь.
Поражало то, что часть погребений довольно хорошо сохранилась. Кроме самих костных останков, археологи обнаружили кожаные туфли с пряжками, некогда принадлежавшие уральскому горному офицеру, фрагменты одежды, обивки гробов, склепа и еще десятки ценных исторических свидетельств и артефактов той эпохи.
Конечно, строительные работы остановить тогда на длительное время было невозможно — все-таки самый центр мегаполиса, движение попросту бы встало. Поэтому научные работы ученые спланировали так, чтобы ни на час не приостанавливать работы по замене брусчатки на проспекте. Исследования провела научная группа областного Центра по охране памятников, возглавил работы зам. начальника отдела археологии Сергей Погорелов.
В течение пяти дней ученые выявили 52 и изучили 50 обнаруженных на этом месте погребения. Были исследованы останки 12 мужчин, 5 женщин, 11 детей в возрасте от одного года до 14 лет и 25 младенцев от рождения до года. Не удалось изучить только два погребения, которые располагались под новым тротуаром, идущим вдоль проспекта Ленина. Если бы их извлекли, он бы попросту рухнул.
Вообще нужно сказать, что шоком и сенсацией обнаружение некрополя в центре города стало для людей непосвященных в тайны исторической науки — для археологов нахождение деревянной церкви на Торговой площади Екатеринбургской крепости, при которой находилось кладбище, загадкой не являлось.
И тогда, летом 2008 года, как определили ученые, были обнаружены заалтарные захоронения первой деревянной церкви Явления Господня 1745 года постройки. В начале 1770-х годов взамен старого храма был построен каменный Богоявленский собор, который впоследствии стал Кафедральным. И если бы его не взорвали большевики, он находился бы сейчас в аккурат рядом с памятником Ленину. Были захоронения и в ограде Богоявленского собора, то есть там, где сейчас расположена стоянка машин через дорогу перед мэрией. В самом взорванном храме, возможно, сохранились погребения правивших в XIX веке архиереев — епископа Мелхиседека (Золотницкий), епископа Иринея (Боголюбов), епископа Поликарпа (Розанов). При этом во время проведенных тогда раскопок было обнаружено захоронение первого настоятеля храма — Феодора Афанасьева. Его останки передали Епархии.
В районе, где сейчас находятся дома по проспекту Ленина, 23 и 25 — сегодняшний торгово-деловой центр «Европа», располагалось Первое Богоявленское кладбище. Его устроили за Красными воротами первой Екатеринбургской крепости, построенной Г. В. де Генниным. До конца XVIII века там хоронили умерших, несмотря на то, что В. Н. Татищевым крепость была расширена к западу и кладбище оказалось внутри нее. Ну а позднее на месте этого закрытого некрополя постепенно начали строить. Останки, которые попадали под фундаменты строящихся новых жилых домов, перезахоранивали, остальные до сих пор находятся в земле. К слову, во время последнего строительства центра «Европа», уже в наши дни, Сергей Погорелов обнаружил и изучил там восемь захоронений, останки которых располагались в колодах и гробах.
Вообще любой из найденных некрополей открывает просто глобальный срез для исследований ученых. От каких болезней умирали люди, в каком возрасте. Какой была структура питания и медицинская помощь в ту пору. В какой части кладбища и с какими обрядами хоронили людей, исходя из их положения в обществе. Каким был расовый состав населения. И это только самые общие из сведений, а то и настоящих тайн, которые могут хранить в себе старые кладбища.
— Как удалось выяснить в ходе антропологических исследований останков, найденных под площадью 1905 года, — отмечает антрополог, ведущий сотрудник Центра охраны памятников Евгения Святова, — наиболее часто наблюдаемыми заболеваниями были разной степени патологии позвоночника, вызванные чрезмерной физической нагрузкой, — остеохондрозы, стоматологические заболевания, связанные с плохим питанием, и переломы разных костей. Интересно, что у 10 взрослых индивидуумов удалось определить расовую принадлежность. Все они относятся к европеоидной расе. Средний рост мужчин составлял 169 см, женщин —157 см. Что, кстати, является показателем «выше среднего» по общемировой классификации, — заключает ученый.
Чем ближе к алтарю был захоронен покойный, тем более знатным он считался. Как правило, хоронили в этой части людей в городе уважаемых, известных. Ну а еще младенцев, ведь считалось, что в возрасте до года они еще не успели согрешить. Не случайно 25 из найденных захоронений в заалтарной части кладбища принадлежали малышам до одного года.
Узнать из сокрытого под могильными плитами и вправду можно невероятно много, но удивительное дело — сегодня на всю Свердловскую область работают всего два антрополога, которые исследуют останки из всех найденных захоронений, — Евгения Святова и Дмитрий Ражев. Есть у них огромное желание изучить все до мельчайших деталей, вплоть до проведения сложных генетических исследований. Но нет ни материальных возможностей (денег на исследования не выделяется), да и физические возможности антропологов не безграничны. Многое, к слову, им приходится делать в свободное от работы время. И, по большому счету, за 7 лет исследование найденных возле Богоявленского собора останков так и осталось до конца не завершено.
При этом за последние несколько лет археологи все же провели исследования 9 некрополей на Урале. Кроме захоронений в Екатеринбурге были изучены части кладбищ в Верхотурье, Туринске, Невьянске, Каменске-Уральском, Ревде и т. д.
Каждое по-своему интересно, каждое приводит к удивительным выводам.
Так, в 2004-м и 2007 годах были частично исследованы захоронения у бывшего Крестовоздвиженского собора (1756 г.) в Туринске. Вообще-то основная задача ученых состояла в том, чтобы найти останки расстрелянного большевиками в 1918 году священника Слободы Туринской отца Федора, позже захороненного прихожанами у Крестовоздвиженского собора. Могилу священника обнаружить, правда, так и не удалось, но при этом тщательно были исследованы обнаруженные останки 51 человека, останки еще трех человек были выделены из сборов разрозненных костей.
 Интересно, что 88 процентов обнаруженных детских останков были подхоронены к женщинам. И только три из 42 детских погребений связаны с могилами мужчин, и два ребенка захоронены индивидуально. Связано это с традициями погребения, с особенностями местных традиций. В Верхотурье, например, подхоранивали по большей части к мужчинам. На данном некрополе, как правило, дети захоранивались к родственникам, преимущественно женского пола. Если женских могил не было, подхоранивали к мужчинам. Если дети не имели на кладбище взрослых родственников, они становились первыми на семейно-родственном участке.
На кладбище в Каменске-Уральском в 2001 году были найдены захоронения, в которых умершие были уложены в деревянные ящики, заполненные грунтом. И среди захоронений в Туринске было одно, совершенное в колоде заполненной внутри землей. Связано это с тем, что зимой копать могилу было очень тяжело. И потому покойников укладывали в колоду и засыпали внутри землей, оставляли до весны на холоде, и только потом хоронили.
К слову, началось исследование кладбища в Каменске-Уральском с того, что в краеведческий музей города принесли череп с проникающим ранением и оставшейся в полости мозговой коробки железной стрелой.
В 2000 году к 300-летию Каменска-Уральского на центральной площади начали сооружать бетонные клумбы. В результате были уничтожены порядка 50-ти древних погребений Троицкого некрополя Каменской крепости-завода, — отмечает Сергей Погорелов. Одной из находок и стал человеческий череп с воткнутым железным наконечником стрелы. В 2001 году нам удалось провести спасательные раскопки части некрополя.
Кладбище сформировалось около первой деревянной Троицкой церкви, функционировавшей чуть больше 100 лет (1701—1820 гг.), этим же временем датируются и вскрытые в ходе работ могилы. Всего было обнаружено 44 захоронения. Интересно, что при исследовании обнаруженных останков был зафиксирован очень высокий уровень травматизма среди мужчин как молодого, так и среднего возраста. Количество травм у мужчин в несколько раз превышало женский показатель. Так, травмы черепа ученые отмечают в 80 процентах случаев, грудной клетки — в 83,3%, верхних конечностей — в 75%. Связать этот фактор, как говорят ученые, можно с условиями жизни в те годы: во-первых, тяжелая травмоопасная работа, во-вторых, нередки были столкновения с кочевыми башкирами, ну, и в-третьих, — пьяные, в прямом смысле до смертоубийства драки.
Кстати, показательно в этом отношении исследование, которое провели совместно Евгения Святова и кандидат исторических наук, бывший сотрудник Института истории и археологии УрО РАН Дмитрий Ражев. Они вязли останки трех очень сильно травмированных людей — двух мужчин и женщины из вскрытых захоронений кладбищ Каменска-Уральского и Туринска. При этом подошли к их исследованию как судебно-медицинские эксперты. То есть тщательно проанализировали, от чего могли появиться те или иные травмы, переломы, какой силы был удар, каким предметом, какова могла быть сила сжатия и т. д. Результат этого исторического расследования можно читать как настоящий захватывающий детектив.
Так, у одного из найденных в захоронении мужчин было 40 переломов(!) на 20 ребрах, серьезно повреждены лицевые кости. Ученые детально исследовали, что могло послужить фактором травматизации, и пришли к выводу, что он мог работать либо рудокопом, либо лесорубом. И причиной травм могли стать обвалы горной породы или падение ствола дерева (штабеля бревен). Ну а вторая версия полученных травм предполагает агрессивный характер самого этого мужчины, «вовлекавший его в регулярные драки». А вот что касается травмированной женщины, то ученые в результате целой цепочки исследований и расчетов доказали, что ей были нанесены удары разной силы, в разное время, «что свидетельствует о регулярных жестоких бытовых побоях, об этом же свидетельствуют переломы носовых костей и не вполне адекватные условия лечения переломов».

В заключение хотелось бы развеять один из стойких бытующих мифов о том, что весь Екатеринбург стоит на костях. С одной стороны, это народное мнение сформировалось не случайно: старые кладбища и в самом деле не раз обнаруживались при строительстве. Причем в центре города. И все же, по словам Сергея Погорелова, миф про город и кости, как и дома с приведениями, — это явное преувеличение. Старые некрополи под городом расположены все-таки довольно локально, и их не так много. А вот о том, где они находятся, какие находки сделаны учеными и реально ли во всех без исключения случаях произвести перезахоронение древних останков — читайте в следующих выпусках «Уральского рабочего».
 
В ТЕМУ
Кладбища, погосты почти всегда закладываются вне поселений, но в связи с расширением площади населенных пунктов нередко оказываются внутри них. На некоторых некрополях представители различных религиозных конфессий строят так называемые кладбищенские храмы. Есть прицерковные погребения, в этом случае храм первичен.

Источник