из коллекции Александра Александровского
Несколько лет назад стереокино и стереофотография произвели фурор, казалось, что технический прогресс в мире развлечений взял новую высоту. В действительности же история стереотехнологии восходит к середине XIX столетия, однако за полтора века каждое новое поколение как будто заново открывало для себя ее возможности.
Стереоэффект основан на создании иллюзии объемногоизображения — более реалистичного, чем сама реальность. Иллюзия возникает в сознании зрителя при одновременном просмотре через стереоскоп двух фотографий, каждая из которых соответствует взгляду правого и левого глаза.
Стереофотография никогда не претендовала на лавры высокого искусства, довольствуясь статусом аттракциона. Самыми популярными сюжетами были виды экзотических стран и исторических достопримечательностей. С помощью стереофотографии люди путешествовали по планете, не выходя из комнаты. Пейзажи и предметы казались на фотографиях такими реальными, что только протяни руку, и почувствуешь их. В век, когда не было телевизоров и интернета, люди часами проводили время со стереоскопом в руках, сменяя изображения.
Вениамин Метенков, подобно многим фотографам его времени, был неутомимым путешественником. Никто не фотографировал Урал и Екатеринбург так много и разнообразно, как Метенков. Мимо стереофотографии он, разумеется, пройти не мог.
Фотограф делал стереофотографии Екатеринбурга и окрестностей. Он снималне только главные площади и соборы, но и повседневную жизнь людей: масленичные гуляния на городском пруду, торговлю на рыночных площадях, крушение поезда, женщин, которые стирают белье в Исети. Метенков фотографировал Екатеринбург в разное время года, на его снимках есть и гладь пруда в жаркий летний день, и покрытые инеем деревья, сугробы на улицах города.
Эта одна из интересных фотографий В. Метенкова с выставки, ее уникальность даже не в этнографической редкости. Конечно, типажи торговок на Сенной площади в самом начале XIXв. красноречивы сами по себе: их незатейливый скраб, усталость и озабоченность на лицах, дыра на скатерти, прикрывающей "прилавок" с товаром, согбенная спина — явно доказывают понимание фотографа , его симпатии и сочувствие к этим немолодым с виду женщинам.
Для нас сотрудников музея, эта фотография стала доказательством того, что В.Метенков снимал не только виды парадного города, торжественной уральской природы, но и, как видим, он документировал действительность с типичными представителями городского сообщества. Из разных источников до нас долетали воспоминания, упоминания — очень мимолетные, не имеющие никаких доказательств ( архив автора практически не сохранился). И вот открытия! — на выставке несколько стереопар с сюжетами, сохранившимися только в них! И как тут не скажешь спасибо коллекционерам, они тоже несут гуманистическую миссию- сберегают нашу историю.
Источники:
http://metenkov.narod.ru/museum/Metenkov_stereo/Metenkov_stereo.htm
https://www.facebook.com/MetenkovHouseMuseumOfPhotography/timeline
Несколько лет назад стереокино и стереофотография произвели фурор, казалось, что технический прогресс в мире развлечений взял новую высоту. В действительности же история стереотехнологии восходит к середине XIX столетия, однако за полтора века каждое новое поколение как будто заново открывало для себя ее возможности.
В. Метенков. Екатеринбург. Улица Пушкинская. Екатерининский собор. 1900-е г. |
Стереоэффект основан на создании иллюзии объемногоизображения — более реалистичного, чем сама реальность. Иллюзия возникает в сознании зрителя при одновременном просмотре через стереоскоп двух фотографий, каждая из которых соответствует взгляду правого и левого глаза.
В. Метенков. Екатеринбург. Плотинка. Городской пруд. 1900-е г. |
Стереофотография никогда не претендовала на лавры высокого искусства, довольствуясь статусом аттракциона. Самыми популярными сюжетами были виды экзотических стран и исторических достопримечательностей. С помощью стереофотографии люди путешествовали по планете, не выходя из комнаты. Пейзажи и предметы казались на фотографиях такими реальными, что только протяни руку, и почувствуешь их. В век, когда не было телевизоров и интернета, люди часами проводили время со стереоскопом в руках, сменяя изображения.
В. Метенков. Екатеринбург. Улица Архиерейская. 1900-е г. |
Вениамин Метенков, подобно многим фотографам его времени, был неутомимым путешественником. Никто не фотографировал Урал и Екатеринбург так много и разнообразно, как Метенков. Мимо стереофотографии он, разумеется, пройти не мог.
В. Метенков. Екатеринбург. Городской пруд. 1900-е г. |
Фотограф делал стереофотографии Екатеринбурга и окрестностей. Он снималне только главные площади и соборы, но и повседневную жизнь людей: масленичные гуляния на городском пруду, торговлю на рыночных площадях, крушение поезда, женщин, которые стирают белье в Исети. Метенков фотографировал Екатеринбург в разное время года, на его снимках есть и гладь пруда в жаркий летний день, и покрытые инеем деревья, сугробы на улицах города.
В. Метенков. Екатеринбург. Исеть. Фабрика Злоказовых. 1900-е г. |
Эта одна из интересных фотографий В. Метенкова с выставки, ее уникальность даже не в этнографической редкости. Конечно, типажи торговок на Сенной площади в самом начале XIXв. красноречивы сами по себе: их незатейливый скраб, усталость и озабоченность на лицах, дыра на скатерти, прикрывающей "прилавок" с товаром, согбенная спина — явно доказывают понимание фотографа , его симпатии и сочувствие к этим немолодым с виду женщинам.
В. Метенков "Торговля квасом на Сенной площади". 1902 г. |
Для нас сотрудников музея, эта фотография стала доказательством того, что В.Метенков снимал не только виды парадного города, торжественной уральской природы, но и, как видим, он документировал действительность с типичными представителями городского сообщества. Из разных источников до нас долетали воспоминания, упоминания — очень мимолетные, не имеющие никаких доказательств ( архив автора практически не сохранился). И вот открытия! — на выставке несколько стереопар с сюжетами, сохранившимися только в них! И как тут не скажешь спасибо коллекционерам, они тоже несут гуманистическую миссию- сберегают нашу историю.
Источники:
http://metenkov.narod.ru/museum/Metenkov_stereo/Metenkov_stereo.htm
https://www.facebook.com/MetenkovHouseMuseumOfPhotography/timeline